Целостное представление человека о себе, разумеется, включает и эмоциональный аспект своего отношения к себе. При естественных противоречиях во внутреннем мире мы не всегда можем чётко сформулировать это отношение. Оно может быть разным в разные моменты. Однако вопросы «кто я?», «что я желаю?», «какой я?», «что я могу?» помогают формированию устойчивой идентичности, и многие из нас испытывают проблемы с ней.



Идентичность, Я-концепция плотно связана не только с нашим представлением о себе, но и с тем, как мы проявляем себя в социуме, как мы в него интегрируемся. Существует несколько составляющих образа Я:



Реальное Я - представление о себе-»реальном»

Идеальное Я - представление о себе желаемом

Зеркальное Я - представление о том, как видят меня другие

Фантастическое Я - представление о себе, каким бы я стал при других, более, по моему мнению, благоприятных обстоятельствах.



Важно осознавать, что мы иногда проходим через кризисы идентичности. Существует такое понятие как динамический феномен, когда наше представление о себе может подвергнуться уточнению, расширению, а то и перестройке. Как правило, связано это именно с вопросами социализации, с внешним миром, с потребностью откорректировать зеркальное Я, хотя все Я в образе себя, конечно же, взаимосвязаны.



Важнейшим условием формирования идентичности является наличие значимого Другого (значимых Других). Именно в контакте с Другим Я формируется осознание собственного Я. И Значимые Другие становятся же и источником проблем с идентичностью. И с этим мы все знакомы очень хорошо.



Когда родители, бабушки, etc. заставляют нас принимать пищу помимо нашего желания или кутают в шарфы и шапки, опасаясь за наше здоровье, то мы теряем данный нам от рождения контакт с телом, и наша идентичность формируется с искажениями, и мы в последствии не будем понимать, где Я настоящий, а где мой образ себя продиктован значимыми Другими.



Вообще, тема невротически организованной современной личности очень обширная. Проективные искажения в восприятии себя возникают, когда картина мира ребёнка начинает полностью быть центрированной на Другом, когда наша самооценка неустойчива по причине зависимости её от мнения значимых Других.



Идентичность формируется на протяжении всей жизни, но подростковый возраст, согласно немецкому психоаналитику Э. Эриксону, является наиболее важным периодом, периодом первого осознанного кризиса идентичности, и критика внешнего вида, обесценивание различных аспектов Я со стороны значимых Других, шуточки про тело ребёнка и т.п. уж точно не поспособствует зрелой идентичности и вообще нанесёт вред психоэмоциональному состоянию подростка, к нарциссической травматизации.

.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website