Я более чем уверен, что причинять добро и бежать людям на помощь без соответствующей просьбы, запроса, абсолютно неприемлемо. Как по мне, это прямо невежество. Тем не менее, в жизни мы можем оказаться как в роли невольного спасаемого, так и в роли спасателя. Что же здесь происходит?
Я не стану рассматривать привычный в таких случаях пресловутый треугольник Карпмана и увязывать спасателя с другими психологическими ролями из этой модели - жертвой и преследователем, я хочу остановиться именно на скрытых мотивах тех, кто без просьбы о помощи, считает, что он должен помочь.
Если говорить именно о комплексе спасателя, то любой комплекс основан на уверенности человека в том, что такой, какой он есть, он недостаточно хорош. Всё просто: в детстве данный человек должен был именно заслуживать любовь значимых взрослых, любовь мамы и папы.
Ребёнком было принято бессознательное решение: внимание и любовь нужно заслужить. Во взрослом возрасте это проявляется через стремление быть полезным. До невротичности. Утверждается собственная ценность через пользу другим. Как будто собственная ценность без непрошенной помощи не ценность.
В нашем обществе считается, что причинение добра другим - невероятно благородно и возвышенно. Но так ли это? Что это за вмешательство? Кому на самом деле я хочу показать, явить и доказать, и что? Не лишаю ли я сам себя свободной воли, если стремлюсь без спроса помогать? (я не делаю разницы между помощью незнакомым и помощью СВОИМ, без соответствующего запроса - всё едино).
Я выделяю несколько причин, скрытых мотивов стремления помогать без спроса:
1. Чувство вины и расплата за неё (может не иметь никакого отношения к человеку - объекту помощи, здесь вопрос самообвинения)
2. Самоутверждение, желание подкрепить свою важность
3. Компенсация за собственные нерешённые проблемы
4. Желание контроля (оооо, контроль, вообще оочень интересная тема)
5. Завершение собственного незавершённого гештальта (перекликается с п.1)
6. Легализация собственной подавленной агрессии (на первый взгляд неочевидный мотив, но очень интересный и распространённый).
Если мы оказываемся в роли объекта непрошенного спасения, то это тоже неспроста. Возможно, мы давали соответствующий невербальный посыл. Но я уверен, что в вопросах помощи всё должно быть вербализованно. И только тогда не будет даже и намёка на токсичность, и мы можем экологично удовлетворять наши истинные потребности.